В 2024 году Федеральная антимонопольная служба празднует свое 20-летие, что послужило поводом для интервью с Александром Годованюком, руководителем Красноярского УФАС России.
— Александр Александрович, расскажите о работе управления в новом статусе.
— Красноярское УФАС России осуществляет свою деятельность на всей территории Красноярского края непосредственно и не имеет подведомственных организаций. В составе управления действуют аналитический, контрольный, правовой отделы, а также отдел информатизации и контроля рекламы, отдел контроля закупок, отдел контроля органов власти и естественных монополий. Основными функциями территориального управления являются обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявление нарушений и принятие мер по их прекращению, предупреждение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
При управлении действует совещательно-консультативный орган общественного контроля — общественный совет. Целью его деятельности является осуществление общественного контроля за деятельностью территориального органа; участие в общественных обсуждениях общественно значимых нормативно правовых актов, разрабатываемых в ФАС России; мониторинг качества оказания государственных услуг, реализации контрольных функций, хода проведения антикоррупционной и кадровой работы, оценки эффективности государственных закупок; рассмотрение ежегодных планов деятельности управления, вопросов развития конкуренции в регионе, оценки результатов ее развития, достижения плановых показателей, а также иных вопросов, предусмотренных законодательством РФ.
— Какова специализация управления, какие достижения есть в этих областях?
— Одна из специализаций — совместная с ФАС и направлена на развитие института антимонопольного комплаенса. Рассматриваемая тема актуальна и выбрана управлением еще в 2019 году. Антимонопольный комплаенс представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения. Указанная деятельность ведется в трех направлениях: во-первых, анализируются документы о внедрении системы предупреждения рисков в органах власти; во-вторых, управление проводит обучающие мероприятия по этим вопросам; и, в-третьих, тестируется система электронного комплаенса. Для популяризации такого института в 2022 году был разработан проект информационного сервиса «Антимонопольный комплаенс», включающий в себя модули обу-чения, правоприменительную практику, актуальные сведения, статистические данные. Причем каждый, кто пользуется сервисом, может получать не только доступ к информации, но и обратную связь от нас. На сегодняшний день можно говорить, что внедрение и применение комплаенса органами власти и органами местного самоуправления практически окончены. Вторая специализация индивидуальная и включает в себя выявление и доказывание нарушений на рынке передачи электроэнергии. Такая тема у нас впервые введена в 2023 году. Управление проводит семинары и круглые столы с сетевыми организациями, разрабатывает чек-листы недопустимых действий, готовит обзоры практики.
Считаю важным обратить внимание на передачу полномочий территориальным органам для проведения проверок в сфере тарифного регулирования. Эти полномочия вступили в силу с начала 2024 года по поручению ФАС России. Также стоит отметить, что управление регулярно осуществляет мониторинг цен на различных товарных рынках, включая продукты питания, строительные материалы и другие ресурсы. Одним из значимых рынков является рынок нефтепродуктов.
Еще одно направление деятельности управления — это совместная работа с органами власти по осуществлению реформы унитарных предприятий. Напомню, что в декабре 2019 года принят закон № 485-ФЗ, устанавливающий запрет на осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает 10 % совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений закона № 485-ФЗ установлен переходный период до 1 января 2025 года.
В целях реализации положений закона ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ФАС России планы мероприятий «дорожные карты» по реформированию унитарных предприятий, в которых необходимо определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации / ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий и т. д.
В конце 2023 года правительством Красноярского края был актуализирован план-график реформирования унитарных предприятий на территории субъекта с учетом поручений Правительства РФ.
Реформа должна завершиться к концу 2024 года. В актуализированный план-график включены сведения о сохранении около 80 предприятий, остальные, а их около 100, подвергнутся реорганизации, ликвидации либо процедуре банкротства.
— Какие факты в сфере нарушения закона о защите конкуренции в нашем регионе в первом полугодии 2024 года вы бы отметили особо?
— К такому критерию можно отнести не одно дело, рассмотренное Красноярским УФАС России. В качестве примера можно привести дело, связанное с ограничением конкуренции на торгах на право заключения муниципального контракта на выполнение регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
В минувшем полугодии 2024 года в судебном порядке разрешился спор между органом местного самоуправления одного из городов края и Красноярским УФАС России в связи с установлением при проведении аукционов администрацией города требований к экологическому классу автобусов Евро-5, в то время как до проведения аукционов транспортный состав имел иные характеристики, значительно отличающиеся от предъявленных, а именно Евро-3. Указанный класс был определен и реестром маршрутов. Ведомством было установлено, что, предъявляя такие требования к экологическому классу транспортного средства, администрация города осознавала, что на аукционы сможет заявиться только определенная группа взаимосвязанных хозяйствующих субъектов. Иные же участники рассматриваемого товарного рынка не обладают финансовой и технической возможностью обеспечить движение по маршруту транспортными средствами с установленными характеристиками, о чем неоднократно сообщалось главе города. По результатам рассмотрения дела управление приняло решение о наличии в действиях органа местного самоуправления нарушения абзаца 1 и пункта 2 части 1 статьи 17 Закона № 135-ФЗ, а также выдало предписание о недопустимости установления данных требований в аукционной документации. Предписание было исполнено в установленный срок, а приведенные в решении по делу выводы поддержаны судами двух инстанций в полном объеме.
— Расскажите о методах, применяемых при доказательстве сговоров, действий картелей в сфере торгов и закупок.
— Антиконкурентные соглашения заключаются не только письменно, но и устно, что не раз нами доказывалось в судах. Чаще всего такие соглашения выявляются в сфере оказания транспортных услуг и закупок на рынках поставки медицинского оборудования. Обычно выявляем сговор по совпадениям IP-адресов или подписей в заявках, по определенной систематической тактике поведения — например, «тарана» иных участников торгов путем снижения НМЦК на 70-90 % для устранения конкурентов при установлении иной взаимосвязи между участниками. Наряду с проверенными временем методиками используем и ноу-хау. Одним из таких является «хеширова-ние» — это математические алгоритмы для вычисления уникальности документа: заявок, коммерческих предложений и так далее. Такой метод позволяет работать с конфиденциальными сведениями, определять ID и способы построения особых структур данных, искать дубликаты в больших массивах информации. Кроме того, ФАС России разработал систему, которая автоматически, используя основания данных электронных торговых площадок, определяет лиц, реализовавших картель.
— Как УФАС борется с рекламой, использующей незаконные антиобщественные приемы?
— Самые масштабные нарушения связаны с незаконным распространением рекламы по сетям электросвязи без согласия абонентов на ее получение. Рост таких нарушений фиксируются не только в Красноярском крае, но и в целом по всей России. Для уменьшения распространения такой рекламы еще в 2022 году Федеральная антимонопольная служба совместно с операторами сотовой связи запустила единую систему для приема жалоб от пользователей и блокировки номеров спамеров и навязчивой рекламы по SMS и с помощью голосовых звонков. Каждый абонент может использовать эту систему.
На втором месте по количеству правонарушений можно отметить распространение рекламы зрелищных мероприятий без указания возрастного ограничения и недостоверной рекламы. Недостоверная реклама содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. В рекламе не допускаются обозначения «лучший», «самый», «№ 1» без указания подтверждающего данное утверждение критерия (пункт 1 часть 3 статья 5 Федерального закона «О рекламе»). Одним из нарушителей стал тату-салон. Он разместил в интернете рекламу следующего содержания: «Лучшая тату-студия в Красноярске». Красноярское УФАС России возбудило и рассмотрело дело, по итогам которого рекламодатель был признан нарушившим ФЗ «О рекламе», так как не указал критерий, подтверждающий утверждение о превосходстве. Управление напоминает СМИ о недопущении нарушений данной нормы статьи закона о рекламе. Нарушение закона может повлечь наложение административного штрафа — для юридических лиц в размере от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
— Какова правоприменительная практика управления за первое полугодие 2024 года?
— Красноярск — город не только с большой территорией, но и с разными климатическими условиями. Поскольку управление расположено в Красноярске, а других структурных подразделений в крае нет, то в отдаленных уголках края сложно осуществлять антимонопольный контроль за хозсубъектами, органами местного самоуправления.
В 2023 году наиболее распространенными оказались нарушения в сфере электроэнергетики. Из-за наличия такой проблемы было принято включить ее в индивидуальную специализацию. Ведется постоянная работа по устранению нарушений, выявленных в сфере ЖКХ. Продолжаем фиксировать массовое незаконное распространение рекламы по сетям электросвязи без согласия абонентов на ее получение. Большее количество фактов управление выявляет по статье 9.21 КоАП РФ. Субъектом правонарушения являются сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электроэнергии и технологическому присоединению к электросетям.