По традиции организатором столь масштабного мероприятия, в ходе которого состоялось множество дискуссионных площадок, мастер-классов, тренингов а также были награждены победители краевого конкурса «Лучшие наставнические практики», выступил Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького. Это образовательное учреждение в свое время стало инициатором для продвижения методологии наставничества, утвержденной Министерством просвещения РФ 25.12.2019, № Р-145, начало проводить курсы повышения квалификации для педагогов-наставников в рамках государственного задания. Именно в 2019 году назрела необходимость в появлении на территории Красноярского края такой коммуникативной площадки, где могли бы встречаться наставники и обсуждать самые насущные темы наставничества. Решением министерства образования Красноярского края был создан форум «PROнаставничества». Именно тогда начала свое становление современная краевая система наставничества .
— Красноярский край является одной из 10 пилотных региональных площадок, где проходила апробация целевой модели наставничества. Сегодня, спустя шесть лет, можно точно сказать, что мы на правильном пути. Спасибо всем, кто проявляет интерес к данной теме. Для нас очень важно получить экспертную оценку совей работы и почерпнуть новые идеи для того, чтобы система наставничества в нашем регионе работала еще более эффективно, — отметила министр образования Красноярского края Светлана Маковская.
О РОЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Главной темой обсуждения на форуме «PROнаставничество». Развитие кадрового потенциала Красноярского края» стали лучшие практики передачи опыта и знаний. Речь шла о наставничестве в самом широком понимании этого слова. С одной стороны, рассматривалась его роль в развитии экономики и технологий, а с другой — возможности тиражирования успешных практик в образовательных, производственных и организациях малого бизнеса и крупных корпорациях.
— Наставничество по большей части предполагает общение. На форуме люди тоже много общаются с близкими по духу. Задают вопросы и получают на них ответы. Мы рады, что мероприятие, о котором впервые заговорили в узком кругу коллег, приобрело такой размах и приносит реальную пользу обществу, — сказала директор педагогического колледжа № 1, заслуженный педагог Красноярского края, почетный работник среднего профессионального образования РФ Татьяна Алексеева.
Развитие производства, достижение технологического лидерства — эти и другие задачи, стоящие перед страной, требуют крепкого кадрового потенциала. Наставничество в данной ситуации — инструмент, которому можно доверять, надежный способ привлечь на предприятия молодых сотрудников, помочь им адаптироваться, реализовать свои таланты.
— Перед нами стоит задача не только удержать и сохранить кадры, но и передать новому поколению знания и опыт, необходимые для бесперебойного процесса на производстве. Конкуренция за толковых специалистов вынуждает нас вспомнить все, что работало раньше, и адаптировать к современным условиям, ценностям, — подчеркнула Елена Александрова, главный архитектор программ направления «Человеческий капитал» управленческой мастерской «Сенеж», Всероссийского центра дополнительного образования для подготовки управленцев в сфере государства, бизнеса и общества.
Для укрепления кадрового потенциала разработаны масштабные федеральные проекты. Такие, например, как «Профессионалитет». Это в определенном смысле «перезагрузка» системы среднего специального образования, повышение престижа рабочих профессий, создание четкой и понятной траектории развития для тех, кто хочет получить востребованную специальность и гарантии трудоустройства. Ведь ни для кого не секрет, что перед теми, кто является высококвалифицированными специалистами в своей области, не боится трудностей и комфортно себя чувствует в команде, с радостью распахивают двери на любых предприятиях. В рамках проекта за студентами, проходящими практику и стажировку в производственных цехах, закрепляются наставники, зачастую прошедшие карьерный путь с самых низов, и помогают им овладеть полезными практическими навыками.
— Сейчас многие живут по принципу «Будут люди — будет бизнес». И это правильно. Но в то же время, по данным исследований, в России за последний год только у 20 процентов опрошенных сотрудников не возникало мысли поменять работодателя. В связи с этим перед работодателем стоит несколько ключевых задач. Во-первых, максимально быстро обучать и адаптировать к реалиям производства новичков. Во-вторых, повышать увлеченность и удовлетворенность сотрудников: в этом как раз и состоит ключевая роль деятельности наставника. Именно наставник является носителем корпоративной идеологии, встречает новичков, помогает им интегрироваться в рабочую среду. В-третьих, мы стремимся вовлекать вновь принятых специалистов в усовершенствование технологических процессов. Работодатель должен включаться в образовательный процесс на всех этапах, когда потенциальные сотрудники получают образование. Например, сейчас много внимания уделяется повышению производительности труда. И мы в Красноярском индустриально-металлургическом техникуме, который готовит для нас кадры, заложили в программу обучения студентов курс «Основы бережливого производства, — акцентировал внимание на новых подходах к подготовке кадров Андрей Назаров, директор по персоналу компании «Русал Красноярск».
На пленарной дискуссии форума был поднят вопрос о том, что запросы работодателей и ожидания молодых сотрудников иногда не совпадают. Руководители упрекают молодежь в излишней самонадеянности при отсутствии соответствующих компетенций, в недостаточной дисциплинированности. А так называемое поколение Z (по-другому зумеры, примерно 2001–2010 годов рождения) заявляют, что им хочется работать по гибкому графику, без сверхнагрузок, получать достойную зарплату. В качестве приоритета некоторые соискатели называют приятных людей в коллективе.
Рекрутеры пришли к пониманию, что «карьера» и «занятость» — разные понятия. С одной стороны, рынку труда нужны рабочие руки, чтобы в полной мере отвечать современным экономическим вызовам. С другой стороны, восполняя кадровый дефицит, необходимо принимать во внимание индивидуальные потребности каждого человека. Чтобы он в полной мере мог реализоваться, чувствовал себя гармонично и счастливо.
Для достижения баланса Мастерской управления «Сенеж» разрабатывается модель управления человеческим капиталом, куда будут включены успешные практики из регионов, в том числе из Красноярского края.
ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ
В педагогической отрасли наставничество играет особую роль. Техникумы и колледжи нашего региона, оснащенные по последнему слову техники, постоянно открывающие актуальные специальности, выпускают специалистов, которые успешно трудоустраиваются, показывают высокие результаты на чемпионатах по профмастерству.
— В крае 91 % всех молодых педагогов сопровождают наставники. Третий год подряд мы проводим конкурс лучших наставнических практик, который набирает популярность. У нас формируется сильное профессиональное сообщество, что важно для закрепления молодых педагогов в профессии. Увеличивается количество желающих получить квалификацию «педагог-наставник», и это заслуживает уважения. Именно от таких людей зависит развитие системы образования. Двигаясь вперед сами, они ведут за собой других, — отмечает Светлана Маковская.
Ярким событием форума стало подведение итогов краевого конкурса «Лучшие практики наставничества — 2024». 15 победителей и призеров в 5 номинациях получили памятные дипломы и денежные сертификаты. А тех, кто пока еще не удостоен награды, ни в коем случае нельзя считать проигравшими. Ведь конкурс — это всегда осмысление личного опыта и опыта коллег, а значит, в любом случае развитие.
— Наставничество — не просто средство для достижения поставленных целей. Это еще и возможность через изменение своих подопечных взглянуть по-новому на самого себя. Чем больше у человека наставляемых, тем интереснее и полезнее это для него. Наставничество — не дополнительная общественная нагрузка, а ценный ресурс, — считает один из спикеров форума Сергей Голубев, кандидат социологических наук, эксперт агентства стратегических инициатив при правительстве Российской Федерации, генеральный директор Фонда социальных инноваций.