О синергии между образовательными учреждениями и аграрным бизнесом, создающим прочную основу для подготовки молодых профессионалов, беседуем с Мариной Пузенко, директором КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А. Ф. Вепрева».
— Марина Федоровна, расскажите о сотрудничестве техникума с представителями власти и отраслевого бизнеса, какие важные мероприятия состоялись в первые месяцы учебного года?
— В середине октября в техникуме прошла совместная встреча руководителей городского отдела образования, образовательных организаций города Назарово и наших партнеров — растениеводческого предприятия в Назарово (РПН), входящего в агрохолдинг СИБАГРО. Целью мероприятия стала презентация совместно разработанной с СИБАГРО программы «Агрокласс», предназначенной для профориентационного обучения школьников 5–11-го классов. Новый образовательный модуль посвящен знакомству школьников с азами сельскохозяйственных профессий. Агрономия, эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, устройство современных сельскохозмашин с электронными опциями, технологии переработки растительного сырья, основы агробизнеса — погружение школьников в эти и другие отраслевые темы на моменте выбора профессии непременно отразится на правильности выбранного пути. Кроме того, для слушателей «Агрокласса» предусмотрено получение первой рабочей профессии с применением полученных знаний и навыков на практике. Участие СИБАГРО в развитии образовательных учреждений Назаровского района, где сельское хозяйство является важным сегментом экономики, особенно значимо. Для студентов Назаровского аграрного техникума это в первую очередь замечательная возможность для стажировок и практик, получения реального опыта работы с углубленным пониманием целей и задач отечественного аграрного сектора.
— В Красноярске прошел форум «PROнаставничество», чем такие мероприятия полезны, насколько востребованы у молодежи сельскохозяйственные профессии?
— Форум «PROнаставничество» представляет собой площадку для обмена опытом и лучшими практиками, а также для выработки решений о том, в каком направлении в ближайшем будущем будет развиваться система наставничества в Красноярском крае.
В этом году акцент диалоговых площадок был сделан на значении наставничества в развитии кадрового потенциала крупных корпораций, предприятий малого и среднего бизнеса нашего региона. Студенты, принимавшие участие в форуме, общались с разноотраслевыми профессионалами — практиками, задавали вопросы.
Как правило, наставнический тандем складывается в процессе прохождения студентами производственной практики. Приведу пример наставнической преемственности практика-профессионала Евгения Сироткина, бригадира полеводства IX разряда обособленного подразделения РПН «Ададымское» и нашего выпускника Захара Зюрина. На протяжении трех лет, в период обучения в Назаровском аграрном техникуме, Захар проходил производственную практику на растениеводческом предприятии СИБАГРО, в летние каникулы работал слесарем. Наставнику Захара Евгению Сироткину не требовалось много раз повторять задания: ко всем поручением парень подходил со знанием дела и очень ответственно. После получения диплома молодой специалист был сразу же приглашен в коллектив предприятия. Вначале в качестве водителя-оператора трактора John Deere, а далее и современного трактора «Барс».
В этом году уборочная кампания в Красноярском крае столкнулась с непростыми условиями из-за постоянных дождей. Наши студенты вместе с мастерами производственного обучения трудились на полях района, спасая урожай. Подобные инициативы не только укрепляют связи между отраслевыми предприятиями и образовательными учреждениями, но и дают бесценные навыки работы в команде для достижения общего результата.
— Расскажите о проекте «Профессиональный дебют», насколько эффективна эта профориентационная инициатива?
— Старт проекту «Профессиональный дебют» был дан 3 октября 2024 года. Инициатива реализуется в тесном сотрудничестве с Центром опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), Министерством труда и занятости населения и отраслевыми предприятиями. Проект предполагает пул лекций и практических занятий, где эксперты в своей области поделятся со студентами профессиональными знаниями и опытом. После завершения теоретической части участникам проекта предоставится возможность стажировки в профильной организации. Важно, что присутствие практикующих специалистов поможет подросткам лучше понять реальные условия труда, особенности профессий и возможности карьерного роста. Кроме того, такой подход к обучению способствует развитию профессиональных навыков, необходимых для успешной интеграции в современное общество. Первая группа слушателей состоит из учащихся восьмых и девятых классов Преображенской средней школы Назаровского района. В течение двух месяцев они будут изучать компетенцию «Слесарь по ремонту автомобилей». Первое занятие прошло в онлайн-формате, где представители ЦОПП провели анкетирование для определения предпочтений школьников, помогли создать личные кабинеты, через которые будет организован процесс обучения.
— Проект «Разговор о важном» направлен на развитие навыков общения и социальной ответственности у молодежи, как в этом процессе участвуют производственные предприятия?
— У этого проекта множество форматов, в их числе выездные мероприятия. Одним из таковых является исследовательский модуль «Путь зерна», посвященный Международному дню хлеба. В одной из школ Назаровского района студенты техникума рассказали об «Агроэкспериментах в зерновых культурах», о трудоемкой работе, проводившейся с мая и по сентябрь по экспериментальному выращиванию сортов пшеницы «Катунь», «Экстра», «Новосибирская 41 с удобрением» и «Новосибирская 41 без удобрения», возделываемых на наших учебных полях. На представленных примерах школьники проследили степень влияния внешних факторов на процент проращивания и всхожести семян в домашних и природных условиях, оценили динамику урожайности культур, познакомились с другими аспектами исследовательской деятельности в области агрономии.
К примеру, для достижения на учебных полях техникума хорошего урожая важным является сохранность экосистемы почвы. В этом процессе как теоретически в рамках участия в проекте «Разговор о важном», так и практически — на полях — нам вновь помогает СИБАГРО. Мы очень благодарны нашим партнерам за активное участие в становлении будущих профессионалов.
— Расскажите о повышении квалификации педагогов и сотрудничестве с работодателями в рамках ФП «Профессионалитет».
— Стажировка проводится в соответствии с планом проекта «Повышение квалификации педагогов в центрах дополнительного образования для специалистов среднего профессионального образования» как части программы «Профессионалитет». Первые выездные практические семинары для преподавателей края прошли в сентябре и октябре текущего года. Из Назаровского аграрного техникума стажировку прошли пять педагогов. Каждый модуль программы, от разработки фрагментов уроков до проведения воспитательных мероприятий, был настоящим испытанием, в ходе которого педагоги и мастера производственного обучения не только проверяли свои знания, но и открывали в себе новые таланты. По завершении программы участники сдавали итоговый демонстрационный экзамен, который являлся кульминацией их обучения. В процессе обучения участники знакомились с конкурсной площадкой, включая оборудование, технологии и алгоритмы работы. Особое внимание уделялось методикам оценки и критериям модуля чемпионата «Профессионалы». Полученный педагогами опыт в культурных и образовательных центрах Москвы и Чувашской Республики открыл перед нами новые горизонты, обогатив методическим и практическим отраслевым опытом.
ФП «Профессионалитет» предусматривает создание отраслевых региональных кластеров, представляющих собой интеграцию отраслевых образовательных учреждений и организаций реального сектора экономики. Данная синергия — это широкие возможности для адаптации учебных программ к современным требованиям рынка труда, а также получению студентами практических знаний и опыта. В качестве примера приведу инициативу нашего партнера компании СИБАГРО, предоставившего нам широкие возможности для отработки студентами практических навыков по управлению беспилотными летательными аппаратами (БПЛА).
— Насколько эффективно проходят встречи студентов с потенциальными работодателями?
— Встречи студентов со специалистами-практиками часто становятся отправной точкой для построения будущей успешной карьеры. Полезны подобные мероприятия и для работодателей, которые в ходе диалога могут оценить уровень мотивации будущих кандидатов, их коммуникабельность, способность к адаптации в коллективе и многое другое. В качестве примера приведу недавнюю встречу студентов с главным технологом РПН Сергеем Сташковым, который рассказал студентам о том, как на предприятии готовятся к посевной и уборочной кампаниям, возможностях современной техники, позволяющие снизить погрешности в посеве и уборке урожая. Ребята узнали о предварительной обработке земли от сорняков, о химических препаратах, которые используются на полях компании, и о многом другом. Нельзя не отметить и то, что результативность таких встреч во многом зависит от заинтересованности студентов, их умения правильно выстраивать диалог, позиционировать свои теоретические и практические знания.
Важность и значимость аграрных профессий подчеркивают и другие совместные с отраслевыми предприятиями мероприятия. В числе таких ежегодный региональный конкурс «Пахарь года» — площадка, где молодые кадры проявляют свои способности, демонстрируют знания и умения, узнают о лучших практиках в агрономии и растениеводстве. В этом году команду Назаровского аграрного техникума на конкурсе представляли студент техникума Александр Дворников, учащиеся «Агрокласса» Михаил Патюков и Владимир Рыжков, а также практик-профессионал из РПН (СИБАГРО) Игорь Тигунов.
Ярким примером успешной интеграции молодого поколения в корпоративную культуру отраслевых предприятий, является успешность наших выпускников, а сегодня членов большой и дружной команды СИБАГРО в корпоративной Спартакиаде предприятия, которая ежегодно проходит в г. Томске. Награждение Никиты Тихоновича серебряным знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) VI ступени говорит о том, что наши выпускники обладают не только профессиональными знаниями, но и проявляют настойчивость и целеустремленность, в желании развиваться в унисон с корпоративными задачами в различных областях, включая спорт.
В целом же сотрудничество отраслевых предприятий и образовательных учреждений позволяет создавать активный кадровый потенциал для экономики нашей страны, что способствует ее развитию и процветанию.