О задачах, планах и перспективах дорожного сезона текущего года беседуем с начальником ФКУ Упрдор «Енисей» Рамилем Сенжаповым.
— Рамиль Музафярович, какие работы по содержанию, текущему и капитальному ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог Р-255 «Сибирь» и Р-257 «Енисей» ФКУ Упрдор «Енисей» планирует провести в 2024 году?
— В текущем году на выполнение дорожных работ на федеральных трассах Красноярского края, Хакасии и Тывы выделено около 8,5 млрд рублей. Из них более 1,3 млрд рублей будет потрачено на строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Планируется ввести в эксплуатацию обход города Канска (протяженность участка дороги составит 18,046 км) и завершить реконструкцию автодороги Р-255 «Сибирь» на участке 807–812-й км (вводная мощность участка — 10,902 км).
На капитальный ремонт предусмотрено более 3,1 млрд рублей. Планируется ввести в эксплуатацию два участка на автомобильной дороге Р-255 «Сибирь» общей протяженностью около 15,5 км: заканчиваем капремонт на участке 746–758-й км, а также предусмотрен к вводу в конце года 10-километровый отрезок на участке капитального ремонта на 852–878-м км, где реализуется увеличение числа полос движения до четырех.
Наряду с этим будет отремонтировано свыше 70 км автодорог, из них в Красноярском крае —33,6 км, в Республике Тыва — 20,22 км, в Республике Хакасия — 17 км.
— Какова динамика ввода по сравнению с прошлым годом? И насколько в целом комфортнее и безопаснее стали эти трассы в период 2021–2024 годов?
— Действительно, если сравнивать текущий год с предыдущим, можно отметить положительную динамику планируемого ввода объектов в эксплуатацию на автомобильных дорогах Р-255 «Сибирь» и Р-257 «Енисей». Например, в прошлом году не был введен в эксплуатацию ни один объект по программе строительства и реконструкции, а в текущем году планируется ввести около 30 км новых дорог (28,948 км). Объемы капитального ремонта выросли в более чем 3 раза по сравнению с предыдущим годом (с 4,86 км до 15,405 км в 2024 году). Также увеличился объем работ по ремонту и устройству защитных слоев.
Комфортность автомобильных дорог повышается. Говоря о безопасности, можно отметить, что в прошлом году количество ДТП на федеральных трассах Красноярского края снизилось на 10 % по сравнению с предыдущим годом — в том числе благодаря ликвидации 10 очагов аварийности. Примером улучшения безопасности является установка светофора на 796-м км дороги Р-255 «Сибирь» и устройство накопительной полосы для безопасного левого поворота. В целом за три последних года для обеспечения безопасности на федеральных автодорогах были установлены искусственное освещение на 24,5 км, металлическое барьерное ограждение на 28,5 км и 2 светофора.
В 2024 году ФКУ Упрдор «Енисей» планирует ликвидировать еще пять аварийно-опасных участков и обустроить электрическое освещение на некоторых участках трассы Р-257 «Енисей» в Республике Тыва. Эти меры позволят дальше улучшать безопасность и комфортность движения на указанных автомобильных дорогах.
— Какие дорожные работы будут проведены в текущем году на территории республик Хакасия и Тува?
— Как уже отмечено ранее, в текущем году на территории Республики Тыва планируется провести ремонтные работы на двух участках дороги Р-257 «Енисей» (830–847-й км и 847–851-й км) с вводом в эксплуатацию 20,22 км дорожного полотна. Кроме того, завершится ремонт моста через реку Уюк.
В Республике Хакасия в этом году устроят защитные слои на двух участках дороги Р-257 «Енисей» — 398–408-й км и на обходе г. Абакан 423–430-й км — с вводом в эксплуатацию 17 км дорожного полотна.
— Насколько усложняет содержание и ремонт дорог работа в условиях сурового сибирского климата, высокогорной рельефности, сейсмической активности, что актуально для Тывы?
— Красноярский край, Хакасия и Тыва находятся в резко континентальном климате, при этом зима везде наступает в разное время. К примеру, в Тыве уже в конце сентября можно наблюдать осадки в виде снега и минусовые температуры. В то время как в Хакасии температура воздуха достигает 15 градусов Цельсия. В Красноярском крае погода может быстро меняться: сначала солнечно, а через час — пасмурно. Именно поэтому важно учитывать погодные условия при планировании работ. Например, в начале августа мы начинаем подготовку к зимнему обслуживанию автомобильных дорог: запасаем необходимые материалы для обеспечения безопасного и бесперебойного движения по федеральным трассам, готовим специальную технику к предстоящему сезону, подготавливаем помещения для обогрева рабочих и водителей.
Особенно отмечу федеральную трассу Р-257 «Енисей», которая связывает Республику Тыва с Красноярским краем и центральными районами Восточной Сибири и проходит в основном по высокогорному сложному рельефу. Зимой здесь выпадает большое количество осадков, которые приводят к частому сходу лавин. При таких рельефных и климатических условиях республика может оказаться на время изолированной от других районов. Частые сходы лавин происходят на участке с 601 по 603-й км трассы. Учитывая данный фактор, в 2013 году на 601-м км автомобильной дороги Р-257 «Енисей» была построена самая протяженная в России противолавинная галерея (1340 м) полуоткрытого типа с армогрунтовой подпорной стеной. Благодаря специальной конструкции балок пролетного строения и верховой опоры искусственное сооружение способно выдержать большие нагрузки, в том числе землетрясение до девяти баллов. Противолавинная галерея принимает нагрузку от схода лавин на балки перекрытия и распределяет вниз по логу горы, что предотвращает сход лавин на проезжую часть.
Особое внимание уделяем подготовке трасс к весенне-летнему периоду содержания, который начинается в конце марта. Комплекс мероприятий включает устранение деформаций и дефектов дорожного покрытия, образовавшихся после зимы, очистку элементов системы водоотвода, дорожных ограждений, разделительных полос, приведение в порядок элементов обустройства. В случае появления размывов земляного полотна в результате обильного таяния снега производятся восстановительные работы. Устранение деформаций, заливка образовавшихся трещин выполняются с применением мастичных материалов, что препятствует попаданию влаги, позволяя увеличить срок службы асфальтобетонного покрытия.
Если говорить о строительно-монтажных работах, нужно понимать, что лето у нас начинается поздно, а зима — достаточно рано, то есть дорожно-строительный сезон крайне короткий, поэтому при планировании работ учитываем производственные мощности регионов.
Для непрерывности строительного процесса мостов и путепроводов в зимнее время года используем строительные тепляки, которые обеспечивают поддержание тепловой температуры внутри конструкции.
При приготовлении асфальтобетонной смеси для дальнейшей укладки покрытия используем специальные модифицирующие добавки, которые значительно улучшают физико-механические свойства смеси, что положительно сказывается на сроке службы покрытия.
— Расскажите о перспективах развития автомобильных дорог на пять лет вперед в увязке со стратегией транспортного развития России до 2030 года.
— В приоритетной перспективе — строительство обходов населенных пунктов. Движение транспортных средств на отдельных участках трассы Р-255 «Сибирь», проходящей по территории Красноярского края, осуществляется в том числе и по населенным пунктам.
С учетом существующей интенсивности автотранспортного потока и его состава это создает неудобства и для участников движения, и для местных жителей.
Для обеспечения благоприятных условий проживания граждан таких населенных пунктов, в том числе исключения факторов возникновения аварийных ситуаций, необходимо проведение реконструкции участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» со строительством соответствующих обходов. Данные меры позволят разгрузить местную улично-дорожную сеть, снизить негативное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и значительно повлияют на повышение безопасности дорожного движения.
В связи с этим считаем необходимым рассмотреть возможность включения в Федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на среднесрочную перспективу строительство обхода г. Ачинска и обхода п. Нижний Ингаш.
— Насколько реальны перспективы расширения федеральных трасс до четырех полос движения на аварийных участках с интенсивностью более 14 тысяч автомобилей в сутки?
— С момента строительства федеральных дорог Р-255 «Сибирь» и Р-257 «Енисей» объем автомобильных перевозок и туризма значительно увеличился, что привело к повышенной нагрузке на дорожную инфраструктуру и, как следствие, к росту нарушений ПДД в части выезда на полосу встречного движения. Поэтому увеличение числа полос до двух в каждом направлении с установкой ограждений на разделительной полосе является не просто важной задачей, а острой необходимостью.
Согласно планам ФКУ Упрдор «Енисей», в числе первоочередных — участок с 852-го по 878-й км. Он уже находится в процессе дорожных работ, завершение которых запланировано в 2026 году. Участки 721,6–734-й км, 734–746-й км, 758–764,6-й км 881–893,2-й км проходят разработку проектной документации с планируемым завершением в 2024 году, строительство планируется в период с 2024 по 2030 год. Участки 764,6–777,5-й км, 903–914-й км, 914–930-й км, 930–933,5-й км запланированы для включения в программу проектно-изыскательских работ с 2024 по 2030 год. Участки 689–701,9-й км, 783–787,3-й км планируется реализовать после 2030 года. Общая протяженность участков, предполагаемых к расширению, превышает 132 км.
Развитие дорожной сети Красноярского края, Хакасии и Тывы позволит повысить безопасность ключевых автомагистралей Енисейской Сибири, что для нас основной приоритет, ведь жизнь и здоровье всех участников дорожного движения бесценны. А улучшение качества федеральных трасс, их доступность и комфортность способствуют развитию местного туризма и экономики сибирских регионов в целом.