Одним из важнейших критериев эффективной работы любого предприятия являются финансовые показатели. Краевое АТП второй год подряд демонстрирует устойчивую положительную динамику: в 2022 году финансовый результат достиг 31 млн рублей, в 2023 году — 33,4 млн рублей.
За счет чего увеличивается число пассажиров и востребованность перевозок, рассказывает генеральный директор АО «Краевое АТП» Роман Хайсерверин.
— Роман Михайлович, что можно выделить особо в достижениях 2023 года и завершившегося первого квартала текущего?
— Достижения в первую очередь оценивают пассажиры: насколько актуальны и комфортны маршруты, настолько часто люди отправляются в поездки, выбирая для передвижения наши автобусы. Цифры здесь говорят сами за себя: если в 2022 году было перевезено 10,5 млн пассажиров, в 2023 году уже 11 млн пассажиров. В том числе 0,2 млн пассажиров — из числа льготных категорий граждан.
Мы считаем, что тенденция роста пассажиропотока связана прежде всего с обновлением автобусного парка, которое мы проводим как за счет собственных средств, так и из бюджетных источников финансирования. Целевые показатели, установленные на 2023 год, достигнуты. Мы эффективно отработали на маршрутах во всех видах сообщений.
Помимо этого, предприятие осуществляет подвоз школьников к учебным заведениям и активно развивает коммерческие перевозки по заказу. Мы готовы к сотрудничеству на долговременной основе. Вот уже много лет предоставляем такие услуги для ООО «Аэропорт Емельяново», АО «Свинокомплекс Красноярский». Березовская ГРЭС (г. Шарыпово). Реализуем перевозки во время проведения крупных культурных и спортивных событий в краевом центре. Так, в прошлом году осуществляли трансфер детей из Железногорска на мероприятия в честь Дня Победы. В этом году продолжим развивать это направление.
Среди достижений 2023 года отмечу еще одно: наше предприятие являлось участником национального проекта «Производительность труда». В результате успешно внедрены практики бережливого производства в ремонтных цехах Шарыповского филиала. Поставленной цели добились и увеличили более чем на 5 % производительность труда.
Об итогах первого квартала текущего года, на мой взгляд, говорить еще рано: традиционно этот отчетный период является для нас нерентабельным из-за большего объема затрат и сезонного спада пассажиропотока. В течение года, как правило, ситуация меняется, и мы надеемся отработать в 2024 году не менее эффективно, чем в прошлом.
— На скольких маршрутах сегодня организованы перевозки пассажиров? Есть ли среди них наиболее значимые? Увеличилось ли в прошлом году число маршрутов?
— Акционерное общество «Краевое автотранспортное предприятие» в настоящее время обслуживает 372 регулярных маршрута в 22 муниципальных образованиях Красноярского края. Годовой пробег с пассажирами составляет более 18 млн км.
Наиболее значимым является межрегиональный маршрут Шушенское — Красноярск, который очень востребован у жителей, ведь юг нашего края является популярным туристическим направлением.
Кроме того, по просьбе населения возобновлен и действует маршрут, связывающий Красноярск с поселком Шилинка.
— Рост пассажиропотока убедительно показывает, насколько высока общественная значимость перевозок. Как эту работу оценивает власть?
— Представители власти различных уровней оценивают социальную значимость работы АО «Краевое АТП» исключительно положительно. Это подтверждается и нашим участием в губернаторской программе «Новый автобус». В 2021–2023 годах мы получили
254 единицы подвижного состава, которые сейчас эксплуатируются на территориях 22 муниципальных образований.
Задачи, поставленные агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края, а также региональным министерством транспорта коллектив АО «Краевое АТП» выполняет в установленные сроки без задержек и нареканий.
— В числе позитивных трендов вы назвали поступление новой техники. А сколько всего транспорта сегодня в автопарке, какие обновления были в этом году?
— Всего в нашем автопарке 496 единиц разных классов автобусов. В 2024 году приобретены 26 автобусов в рамках федеральной программы, предусматривающей выделение специальных казначейских кредитов. После проведения необходимых процедур передачи этот транспорт поступит к нам для дальнейшей эксплуатации. Сегодня подвижной состав предприятия обновлен более чем на 65 %, а средний возраст автопарка — 5 лет. И это хорошие показатели, которые способствуют повышению привлекательности перевозок для пассажиров.
20 марта 2024 года между акционерным обществом «Краевое АТП» и обществом с ограниченной ответственностью «Павловский автобусный завод» заключен договор «О проведении изучения эксплуатационных качеств автобуса ПАЗ CITYMAX».
Это низкопольный автобус среднего класса, предназначенный для перевозок пассажиров в городском сообщении, адаптированный в том числе для маломобильных групп населения. Модели этой модификации на территории Красноярского края еще не эксплуатировались. Тестовое изучение автобуса в течении 6 месяцев будет проводиться на базе Шарыповского филиала АО «Краевое АТП». За этот срок планируется отметить сильные стороны автобуса и рассмотреть возможность приобретения такой модели для малых городов, таких как Шарыпово, Канск. Кроме этого, будем фиксировать и передавать заводу информацию о слабых местах этой модели для их устранения в дальнейшем.
— Используете ли вы новые технологии? Как совершенствуется материальная база? Планируется ли в этом году проводить ремонты зданий и помещений?
— Модернизация предприятия проходит поэтапно. И, конечно, мы постоянно внедряем новые технологии. В некоторых филиалах в соответствии с законодательством РФ организовано проведение дистанционных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водительского состава. Это позволяет водителям избежать очередей в медучреждениях, а значит, и потерь времени. При этом оценка их состояния становится строже и беспристрастнее, ведь контроль всех показателей медперсонал осуществляет дистанционно. Кроме того, это позволяет экономить средства на оплате таких медицинских услуг.
Мы все более активно используем средства видеонаблюдения. Сейчас уже 80 % подвижного состава АО «Краевое АТП» оснащено видеонаблюдением. На базе отдельных филиалов в тестовом режиме внедряются системы ГЛОНАСС нового поколения, с помощью которых к диспетчеру поступает вся информация о работе транспортного средства.
В марте 2024 года в расположение Канского филиала поступила высокотехнологичная мобильная автозаправочная станция, работа которой подразумевает полностью автоматизированную работу и автоматическую передачу данных о расходах топлива в программное обеспечение «1С». В настоящее время ведутся пусконаладочные работы. В мае планируется запуск этой станции.
Техническое обслуживание автопарка проводим своими силами. Филиалы имеют собственную ремонтную базу и квалифицированных сотрудников, способных обслуживать подвижной состав. Небольшие трудности с запасными частями имеются в том случае, когда из строя выходят высокотехнологичные агрегаты. Но в целом поставщики выполняют обязательства, длительные простои техники отсутствуют.
В 2023 году мы полностью реализовали все планы по ремонту зданий и сооружений. Состоялось открытие обновленного после ремонта здания автовокзала в п. Большая Мурта. В нескольких филиалах выполнили необходимые кровельные работы. В 2024 году планируем продолжение ремонтных работ в Казачинском, Тасеевском и Иланском филиалах. Еще один перспективный проект — реконструкция автовокзала в Шушенском. Проекту предстоит пройти госэкспертизу, после чего приступим к его реализации.
— Водительский состав Краевого АТП — это команда профессионалов, любящих и знающих свое дело. Какие требования предъявляются при подборе кадров?
— Число водителей автобуса первого класса на предприятии — 388 человек. Кроме квалификационных требований, установленных законодательством, при подборе водителей, а это основной персонал предприятия, учитывается опыт работы, навыки и умения. Важны такие качества, как неконфликтность, стрессоустойчивость.
Особое внимание уделяется молодым специалистам, их возможности расти и развиваться в профессиональном плане. Продуманная мотивация вносит существенный вклад в закрепление молодежи на рабочих местах и оказывает большое влияние на кадровую стабильность и профессионально-квалификационный состав предприятия в целом.
Более 40 сотрудников за период 2023–2024 годов отмечены благодарственными письмами, почетными грамотами и ценными подарками за подписью глав муниципальных образований. И это высокая оценка эффективности и качества работы всего предприятия в целом!
Подводя итоги беседы, отмечу, что главное в нашей работе — это обеспечение транспортной доступности для жителей края. И мы постоянно получаем положительные отзывы от муниципальных образований и населения о новом подвижном составе, который вышел на линии, и о том, как добросовестно выполняют свою работу водители.