Больше всего ДТП происходит в среду и пятницу, а самым аварийно-опасным является период с 18 до 19 часов. Наиболее тяжкие последствия отмечаются с 23 до 00 часов. Половина ДТП — это столкновения транспортных средств, треть — наезды на пешеходов. Говоря о причинах возникновения ДТП, Владимир Евсеенко, командир полка ДПС ГИБДД УВД по Красноярску, отмечает, что подавляющее большинство аварий случается по вине водителей. Каждое пятое столкновение происходит из-за несоблюдения очередности проезда перекрестка, каждое десятое — из-за неправильного выбора дистанции и столько же — по причине неверно выбранного скоростного режима.
— Владимир Геннадьевич, расскажите об итогах 2022 года и динамике основных статистических показателей.
— Прошедший год был достаточно напряженным. За это время на дорогах города произошло свыше 1100 ДТП, в которых пострадали люди. Количество раненых снизилось на 8 процентов, 40 ДТП закончились трагедией. Актуальной остается проблема дорожно-транспортного травматизма с участием нетрезвых водителей. По их вине происходит каждое шестнадцатое ДТП. Количество таких происшествий по сравнению с прошлым годом увеличилось на 4,5 процента. Наши специалисты анализируют все данные по аварийности в наиболее аварийно-опасные дни и часы на пешеходных переходах с повышенной аварийностью и еженедельно проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение ДТП с участием пешеходов. Каждую неделю на основании текущего анализа аварийности наряды ДПС проводят профилактические мероприятия по сплошным проверкам водителей на состояние опьянения, с привлечением к проведению данных мероприятий представителей общественных организаций. Своевременное реагирование на оперативную обстановку, рациональное использование имеющихся сил и средств позволили добиться положительных результатов в оперативно-служебной деятельности. Несмотря на рост общего количества ДТП с участием пешеходов, на 6 процентов сократилось количество наездов на пешеходов в зоне пешеходных переходов. Общее количество наездов по вине пешеходов снизилось почти на 17 процентов, в зоне пешеходных переходов — на 10,5 процента.
— Каковы оснащение и материально-техническая база полка ДПС краевого центра?
— Имеющаяся материально-техническая база красноярского полка ДПС позволяет в полной мере выполнять все возложенные на подразделение функции. На балансе полка ДПС стоят 130 современных патрульных автомобилей «Шкода», «Рено» и «Хендэ», полученных в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Имеются патрульные автомобили повышенной проходимости марок «УАЗ» и «Тойота Лэнд Крузер», десять патрульных мотоциклов марки «БМВ». Все автомобили оснащены цифровыми радиостанциями, системами кругового видеонаблюдения «Патруль-видео», установками для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Имеется медицинская укладка для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП, чтобы поддержать пострадавшего до прибытия «скорой». Для этого инспекторы проходят дополнительное обучение. В каждом патрульном автомобиле есть мобильный планшетный компьютер, что позволяет всего за несколько секунд проверить водителя по всем информационным базам данных и узнать, не числится ли гражданин или его автомобиль в розыске, проверить подлинность водительского удостоверения и наличие неоплаченных штрафов. Мобильное устройство позволяет инспектору, не выходя из патрульного автомобиля, подключиться к системе городских камер фотовидео-фиксации и в режиме реального времени получать информацию о транспортных средствах с прекращенной регистрацией, о машинах-двойниках, об автомобилях, принадлежащих «лишенникам», и прочее.
— Помогает ли цифровизация в повышении качества работы сотрудников полка ДПС?
— Все сферы нашей жизни постепенно переходят в электронный формат, дороги — не исключение. От этого во многом зависит эффективность работы ГАИ. Цифровизация облегчает и ускоряет выполнение возложенных на инспекторов ДПС функций. Она влияет на доступность, комфорт и удобство оказываемых населению услуг. К примеру, на официальном сайте Госавтоинспекции работает ряд интерактивных сервисов, которые максимально упрощают получение гражданами информации и услуг по линии нашей службы. Большинство ежедневно происходящих ДТП относятся к числу незначительных, но из-за них на дорогах могут образовываться серьезные транспортные заторы. В настоящее время у водителей есть возможность оформить ДТП самостоятельно, без участия инспекторов. Сделать это можно не только при помощи так называемого «европротокола», но и в мобильном приложении. К сожалению, не все автомобилисты об этом знают, либо они попросту с недоверием относятся к цифровым нововведениям и продолжают ждать инспекторов ДПС на месте автоаварии, собирая при этом серьезные пробки.
— Какие участки дорог в антилидерах по аварийности, становятся ли менее аварийными отремонтированные участки дорог?
— Мы используем термин «место концентрации ДТП». Он обозначает участок дороги или улицы, не превышающий километра вне населенного пункта или 200 метров в населенном пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчетного года произошло три и более ДТП одного вида или пять и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди. Список таких мест постоянно меняется. По итогам 2022 года на территории Красноярска образовалось 18 мест концентрации ДТП, наибольшее количество которых в Октябрьском районе — шесть и Советском — четыре. Что касается ремонта дорог, почти всегда уровень безопасности дорожного движения на отремонтированном участке повышается. Дорожное покрытие становится ровнее, устанавливаются новые светофорные объекты и ограждения, оборудуются новые пешеходные переходы.
— Есть ли проблемы с дефицитом сотрудников, как решаются кадровые задачи?
— Полк ДПС города Красноярска является крупнейшим подразделением Госавтоинспекции во всем Красноярском крае. Штатная численность полка составляет 500 человек. Красноярский полк ДПС — своеобразная кузница кадров: за год штат полка обновляется приблизительно на 80 человек. Наши сотрудники переводятся на вышестоящие должности в другие подразделения полиции не только города, но и края, потому что получают разностороннюю подготовку, которая затем способствует их карьерному росту. На сегодняшний день полк ДПС не испытывает серьезного дефицита кадров. Подразделение является единственным в Красноярске, у которого некомплект кадров не превышает установленного допустимого лимита.
— В последние годы ДПС проводит большую профилактическую работу с детьми, какова ее эффективность?
— Профилактическая работа с подрастающим поколением всегда была и остается одним из приоритетных аспектов работы сотрудников Госавтоинспекции. Очень важно воспитывать в детях умение грамотно вести себя в различных дорожных ситуациях, обучать их безопасному поведению. Инспекторы полка ДПС регулярно проводят профилактические занятия в детсадах, школах и техникумах Красноярска и Дивногорска. Присутствие подтянутого, в форменном обмундировании инспектора ДПС всегда вызывает интерес, и дети внимательно слушают сотрудника полиции. В дальнейшем они будут не только сами использовать полученные знания, но и транслировать их своим сверстникам.
— Решение каких важных задач ставите перед собой на текущий год?
— Из года в год задачи Госавтоинспекции остаются неизменными: это повышение уровня безопасности всех участников дорожного движения на улицах города, охрана общественного порядка и борьба с преступностью, а также снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий, снижение показателей детского дорожно-транспортного травматизма.