Современные труженики села успешно продолжают славные традиции своих предшественников. На юге Красноярского края куется продовольственная безопасность региона, здесь производят мясо, овощи, зерновые, молоко и мед, работают сотни фермерских хозяйств и перерабатывающих предприятий. А кадры для этого мощного продуктового конвейера более 70 лет готовит самое крупное в регионе учебное заведение СПО — Минусинский сельскохозяйственный колледж.
Кузница кадров
Развитие сельского хозяйства региона прослеживается в названиях колледжа: на заре своего существования в 1951 году это был техникум электрификации и механизации сельского хозяйства. Сегодня стандарты образовательных программ меняются благодаря переходу отрасли на «цифру».
За свою большую и славную историю учебное заведение не раз претерпевало реорганизацию. Колледж сегодня — это многопрофильное учебное заведение с широким выбором профессий, добрыми традициями, современной учебно-производственной базой и высокопрофессиональным коллективом.
Колледж стал кузницей кадров не только для сельского хозяйства края и сибирских регионов, но и для органов местного самоуправления. В свое время путевку в жизнь получил здесь Валерий Иванович Сергиенко, а на праздничном вечере, посвященном 70-летнему юбилею учебного заведения, многие главы районов и перерабатывающих предприятий признавались со сцены, что первой их специальностью была «машинист-тракторист широкого профиля».
У колледжа три филиала: два в Курагинском — в райцентре и в Кошурниково, где обучают обходчиков и монтеров пути, один в Каратузском районе, где учат редкой профессии пчеловода. Одновременно в учебном заведении на бюджетных местах обучаются свыше двух тысяч студентов. Ежегодный набор составляет порядка 600 человек, и каждый год от 100 до 150 абитуриентов не выдерживают конкурса аттестатов. На программы по подготовке технологов, электриков и логистов средний балл выше 4.
Колледж готовит специалистов по девяти специальностям: сантехников, теплотехников, механизаторов, технологов молочного и хлебобулочного производства, логистов, электриков, бухгалтеров. И кадров рабочих профессий — путейцев, трактористов, портных, мастеров ЖКХ, поваров-кондитеров.
Практика в приоритете
Несомненным преимуществом средне-профессионального образования является его практикоориентированность, что позволяет молодым специалистам грамотно и быстро вливаться в технологический процесс предприятия. Для этого в учебном заведении построена современная производственная база с оборудованными по современным стандартам лабораториями, мастерскими, учебными классами. В учебно-производственном хозяйстве Суходол будущие пахари не только приобретают практические навыки, здесь ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства, а в прошлом году состоялся краевой конкурс «Пахарь-2022». Уже в апреле студенты вместе с механизаторами начнут готовить технику к предстоящей посевной кампании.
— В нашем владении находится 5,4 тысячи гектаров пашни, 4,5 из которых мы обрабатываем. В этом году зерновыми яровыми культурами, в частности пшеницей и овсом, планируем засеять 3 тысячи гектаров, — говорит Семен Афанасьев, директор колледжа.
Профориентация школы
Колледж ведет большую профориентационную работу среди школьников. В марте этого года на базе колледжа состоялись «Недетские встречи» с участием работодателей, потенциальных абитуриентов и их родителей, мнение которых во многом влияет на выбор детьми учебного заведения.
— В нашем колледже можно получить практически все специальности народного хозяйства. Более того, помимо основного образования студент может освоить дополнительные программы и на выходе иметь несколько профессий. Многие выпускники успешно оканчивают потом высшие учебные заведения, становятся квалифицированными специалистами, добиваются карьерного
роста, — продолжает директор.
Разработанный колледжем проект дает возможность старшеклассникам одновременно со школьным аттестатом зрелости получить диплом о средне-профессиональном образовании.
— Ребята без отрыва от школьной программы одновременно учатся у нас. Обучение ведется на очно-заочной основе. Например, в филиале в Кошурниково по такой программе отучились 23 школьника из 25. Семнадцать ребят сразу пошли работать на железную дорогу. Некоторые из них поступили в вуз на очную или заочную форму обучения, — объясняет Ирина Гуменко, заместитель директора по учебной работе.
РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ
Судя по статистике, с работой у выпускников минусинского сельскохозяйственного колледжа проблем нет. Три четверти ребят без труда находят работу, две трети из них — по специальности, сорок из ста остаются работать в сельской местности. Таким показателям способствует многолетнее и конструктивное сотрудничество администрации колледжа с работодателями. Например, подготовка технологов молочного производства началась в Минусинске именно по просьбе производственников. На прошедшем недавно КЭФ–23 Светлана Маковская, министр образования Красноярского края, отметила работу колледжа в конструктивно выстроенном сотрудничестве в цепочке: школа — СУЗ — производство.
Колледж участвует в федеральном проекте «Профессионалитет», который тоже нацеливает учебные заведения оперативно реагировать на нужды работодателей. Причем, как учреждение многопрофильное, участвует сразу на двух созданных в крае площадках — в топливно-энергетическом кластере в Назарово и в кластере «Цифровое земледелие» в Уяре.
— Для отработки практических навыков в колледже есть шесть площадок для проведения демонстрационных экзаменов. Планируем ввести еще две в головном офисе и по одной в Курагинском и Каратузском филиалах. Очень поддерживает нас в этом вопросе краевое министерство сельского хозяйства, — добавляет Ирина Гуменко.
Развитие личности
Студенты колледжа — это вчерашние школьники, несовершеннолетние дети, поэтому в учебном заведении ведется большая воспитательная работа. Тематика дополнительного образования подсказана самой жизнью. Минусинск — старинный город, который скоро отметит свое 200-летие, поэтому в колледже хорошо поставлена краеведческая работа, с помощью Минусинского музея им. Мартьянова обновлена экспозиция музея. Среди студентов численно преобладают ребята, поэтому в учебном заведении хорошо развиты командные виды спорта, хотя и девушки в этом вопросе не отстают. Работает множество клубов, кружков и мастерских по интересам, творческие студии, театр, центр патриотического воспитания.
— Большую волонтерскую работу сразу по 11 направлениям ведет координатор волонтерского движения Лариса Алексеевна Гричукова. Среди них: событийное, инклюзивное, экологическое, профилактическое волонтерство, — говорит Наталья Родионова, заместитель директора по воспитательной работе. — Есть у нас студия театрального костюма, победитель многих конкурсов. В этом году к 200-летнему юбилею Минусинска решили сшить костюм по фотографии XIX века. Помогаем семьям участников СВО, шьем для военных толстовки, белье, учимся плести маскировочные сети.
В колледже ребятам объясняют, что можно не только работать по найму, но и открывать свое дело. Эту работу ведет Ольга Олеговна Эйснер, преподаватель профессионального цикла. Она является наставником по самозанятости не только у себя в колледже, но работает дистанционно с алтайскими учебными заведениями.
— О нашей успешной работе по самозанятости сняли уже четыре ролика для показа на федеральных каналах, — говорит замдиректора Ирина Гуменко.
В колледже практикуются прямые диалоги руководителя и студентов. Цель таких встреч — понять, соответствует ли учебный процесс образовательным стандартам. И каждый раз оценка приближается к максимальной: в этом году, например, — выше 96 процентов.